Здравствуйте, я ваша Тень, или Чего ни хватишься, того нет - трагифарс в шести частяхЯ обещала гадкий пост про Теней - вот он. Сорри за многа-многа букаф
![:vse:](http://static.diary.ru/picture/498209.gif)
– Вы не узнаете меня?
– Простите, нет.
– Посмотрите внимательней.
– Что такое? Я чувствую, что знаю вас, и знаю хорошо, но…
– А мы столько лет прожили вместе.
– Да что вы говорите?
– Уверяю вас. Я следовал за вами неотступно,
но вы только изредка бросали на меня небрежный взгляд.
А ведь я часто бывал выше вас, подымался
до крыш самых высоких домов.
Обыкновенно это случалось в лунные ночи.
– Так, значит, вы…
– Тише! Да, я ваша тень.
Она всегда с вами, даже когда вы ее не видите. Можно, конечно, направить свет со всех сторон, выжигающий любые намеки на. Ну и долго ли вы так выдержите? В самой темной комнате, закрытой со всех сторон – вы сами не сможете понять, то ли она заполонила все, то ли и нет ее вовсе… Опять же, продержитесь вы недолго. Да и если бы вам удалось избавиться от нее насовсем – это было бы весьма подозрительно и наверняка кончилось бы плохо. Не отбрасывающий тени, не отражающийся в зеркалах – не человек, не животное, и вообще не материальный объект. Она с вами постоянно и неизбежно, привычная до почти полной незаметности – ваша тень. Вы не бываете без нее так же, как и ее нет без вас – но пока соблюдается естественный порядок вещей, нос к носу вы с ней не столкнетесь. Однако человек на то и человек, чтобы сказку делать былью.
Здравствуй, Вася,
Я сбылася.
читать дальшеЭта сказка редко бывает доброй, а еще реже у нее бывает хороший конец. Почему? Нетрудно ответить. Встреча с собой – это событие, к которому, бывает, психологи и терапевты готовят человека годами, дают ему увидеть черточку за черточкой, но состоявшийся контакт неизбежно оказывается сюрпризом. Ваши страхи, ваши травмы, сценарии, ожидания, самые тайные мысли и мечты – еще старик Фрейд справедливо указывал, что таких вещей большинство людей предпочитает о себе не знать и им это удается. На протяжении всей жизни удается, между прочим, большинству. И это, в общем, правильно и даже в каком-то смысле хорошо. Помогает сохранить приятные иллюзии, какое-то подобие самооценки, чувства собственного достоинства… Самоуважение туда же. Потом, конечно, оказывается, что плата за эти безусловно ценные плюшки – стрессы, неврозы и прочие депрессии, ну а кому сейчас легко. Не такая уж высокая цена за образ себя, на самом-то деле.
Подстава в том, что полностью обмануть себя – невозможно. Сделать так, чтобы того, чего вы не хотите о себе знать, не было – невозможно. Уничтожить часть собственной личности нельзя, можно только припрятать… задвинуть куда-нибудь в тень. Тип назван удивительно удачно – впрочем, не менее удачно описание типа, данное Евгением Шварцем в одноименной пьесе.
Да и беда-то с этими ребятами, в общем, одна. Действительно близкая встреча с тенью лицом к лицу возможна только в том случае, если вас этим лицом обо что-нибудь крепко приложат. А такой инцидент, как вы, безусловно, понимаете, не добавит красоты ни вам, ни вашему отражению. – Вы хотели, чтобы он позвал стражу, принцесса,
и, сами не понимая, как это вышло,
приказали ему отойти на пять шагов.
читать дальшеНикакой Тени у вас нет, если нет вас. Это ключевой момент в понимании типа. Тень сама по себе существовать не может. Ничего своего у нее нет: нет своих решений, нет собственных желаний, нет собственной воли как таковой – в общем, сплошное «чего ни хватишься, ничего нет». Но вот же она: сама ходит, сама говорит (с)… Знакомьтесь: это вы. Да-да, я знаю, что встречи с собой никто не заказывал и вообще бегал от нее, как от огня, всю сознательную и большую часть несознательной жизни. Но shit happens, могу только посочувствовать. Впрочем, может, и незачем. Лицом к лицу, как говорится, лица не увидать… Так что, может, ничего еще и не случится.
Если наконец отойти от метафор (прошу прощения за долгий переход к разговору о конкретике), то Тень в общении ориентирована на собеседника в гораздо большей степени, чем он ориентирован сам на себя. Слова Тень, конечно же, воспринимает – но придает им столько же значения, сколько придаете им вы сами (на самом деле придаете, а не что вы думаете на этот счет). Например, на ваше принужденное «Здравствуйте», выданное из чувства долга, Тень может только махнуть рукой – «Проходите мимо», уловив ваше настроение «Как меня все достали, видеть никого не хочу». Вы и сами могли забыть о нем за делами и повседневными мыслями – скорее всего, невербалка все равно вас выдаст. И вы пойдете дальше, размышляя о том, как страшно жить и какое кругом развелось хамье… и с чувством облегчения от того, что разговаривать не пришлось.
Так работает подстройка Тени. Под ваши ожидания, желания и страхи, под все то, чего вы о себе не знаете, а если и знаете, то предпочитаете не думать об этом… Иногда выходит очень неудобно, конечно. Скорее даже часто, чем иногда. Потому что если бы вы только сами осознавали, чего хотите, чего боитесь и чего ждете… Тяжелой и неказистой была бы ваша жизнь в этом случае, что я могу сказать…
А так – получается очень удобно. С живой Тенью. Это не вы бессознательно искали способ и повод слить негатив – это Тень упорно нарывалась на скандал. Это не вы, задыхаясь от собственного бессилия, мечтали высказать все соседке сверху – это Тень нахамила ей ни с того, ни с сего, дав вам заодно повод отчитать себя за непристойное поведение и почувствовать себя мало того, что отомщенным – так еще и поборником чистоты нравов. Это не вы уже пять лет мечтали выплакаться – это бездушная сволочь Тень напомнила вам о грустном. Вы-то, конечно, хотели исключительно благонравия и позитива – но эта противная Тень… – Хорошо, я исполню ваше приказание. Я
буду рассказывать вам сны, принцесса.
– А ваши сны интересны?
– Я буду рассказывать вам ваши сны, принцесса.
читать дальшеИх трудно любить – любовь к себе встречается редко. Их легко ненавидеть и презирать – уж чего-чего, а ненависти и презрения к себе в нас всех достаточно, тут обычно даже глубоко копать не приходится. Их почти нереально увидеть, тем более что Тень совершенно не стремится привлекать к себе внимание – справедливо полагая, что не к чему там внимание проявлять. Чего ни хватишься, ничего нет. А что есть, того лучше бы не было, она точно знает, от вас же знает – на то она и Тень.
Она может быть вами в большей степени, чем вы сами собой являетесь. Думать ваши мысли, хотеть ваши желания, воплощать ваши мечты и лопать ваши булочки. А что ей еще остается, если вы не смогли додумать, запретили себе хотеть, до мечты руки никак не дойдут и до кучи вы сели на диету. Не беспокойтесь – с вас не убудет. Правда не убудет – Тень не претендует на ваши мысли, мечты и прочее содержимое. Оно было вашим, вашим и останется. На самом деле вы даже ничего не заметите. Та степень осознанности, с которой человек обычно идет по жизни, не подразумевает такого отслеживания. Особенно того, что кто-то по уши занят вами и вашими делами – человеческий эгоцентризм, независимо от степени задавленности, воспринимает это как естественный ход вещей. Просто вы (ну, к примеру) перестали ссориться с друзьями и родственниками, перестали так смертельно уставать, научились показывать язык соседке сверху и дошли наконец до поликлиники. Но ведь это нормально, правда же? К этому должно было прийти – в конце концов, вы так давно этого хотели. Просто потому, что именно так и должно быть. Может быть, даже всегда так было – а что, в прошлом где-то тут были проблемы? Да вовсе и не проблемы это были, так – временные недоразумения, и зачем циклиться на прошлом плохом, когда хватает других проблем, реальных, которые надо решать сейчас. Тень, ты слышишь? Мне нужна еще книжка из библиотеки, пирожок с полки, править миром и чтобы сбоку обязательно бантик, без бантика все как-то не так, ну да ты понимаешь. Ты всегда меня понимала. Бантики – это главное в нашей жизни, не так ли? Эй, Тень! Я жду ответа. Почему ты молчишь? И почему ты еще здесь, я же сказал тебе, что мне нужно. Где моя книжка? Где мой пирожок? Что это за саботаж, в конце концов, я же столько для тебя сделал! Ну что ты молчишь, когда мне так нужен мой бантик!!! Розовый, с кисточкой! И с золотой каемочкой по краю, ну да ты должна лучше меня знать, чего я хочу!Хто здесь? О_о
читать дальшеПодлянка, сэр. Я не шучу и не издеваюсь: самая глобальная подстава, которую может учинить вам Тень – это взять и отделиться. У Шварца вон Ученый от этого даже заболел и вообще чуть не умер. Вы, скорее всего, от этого не умрете – а вот заболеть можете. И в самом деле – вам пол-себя ампутировали без объявления войны, с этим не так-то просто смириться. А уж жить оставшейся половиной – да эту Тень убить мало за ущерб такого масштаба.
Я серьезно говорю – только вы, наконец, расслабились, как прямо у вас под боком – в вашем, между прочим, личном пространстве, да-да – возникает какая-то неприятная угрюмая личность и сидит так, как будто ей все позволено. Желаний не исполняет, настроения ваши игнорирует, ожиданиям не соответствует и хочет странного. Сама себе хочет, да кто ей права такие давал! Как она вообще сюда попала?
Заметили, наконец. Лучше бы не замечали, честное слово. Тень – это удобно, а вот что делать с внезапно образовавшимся на ее месте Другим, которого вы не заказывали? С совершенно незнакомым Другим, надо отдельно отметить. В вашем пространстве. В вашем доме. В вашей жизни. Напрашивающийся вариант – избавиться от него. В конце концов, и психологи же учат, что поддерживать ненужные коммуникации необязательно. Этот вариант вы и реализуете – скорее всего, не сразу. Сначала вы по привычке попытаетесь упихать то, что вам не нравится, в темное место… в тень. Но ведь это же и есть Тень. Упаковывать ее в саму себя – задачка почище размещения сотни ангелов на кончике иглы. Чертова шредингерова тварь, которая есть, когда ее нет, и которой нет, когда она есть. С ней вообще ничего невозможно сделать. Купить – не выйдет, ей нечего вам продать. Запугать – нонсенс, поди пойми, чего она там боится. Надавить – а там не на что давить, там чего ни хватишься, ничего нет. А если ничего нет – то зачем плодить сущности?
А теперь объясняю, что, собственно, произошло. Тень – это, конечно, просто олицетворенная подлянка. Для себя самой – в первую очередь. Главная проблема Тени в том, что она, несмотря ни на что, существует. Пусть фрагментарно, пусть не слишком независимо – но она существует и лечится этот прискорбный факт только физической смертью. Она есть, даже когда ее нет – особенно когда ее нет. Что еще хуже – она не просто есть. Она живая. И у нее есть свои желания – дофига примерно своих желаний, если честно. Просто они практически всегда неосуществимы (следствие амбивалентности внутренней структуры), вот она их и не хочет большую часть своей жизни. У нее есть свое мнение – у нее этого своего мнения, как того гуталину - завались, но вам-то ее мнение ни к чему, вам свое нужно, ну так вы свое и получите – а мнение Тени будет лежать на полочке, не нужное вам, и, соответственно, ей тоже. У нее даже есть свои границы – но они настолько пластичны, что вы можете годами никак на них не натыкаться и опытным путем будете уверены, что ничего там нигде нет. И нечему там быть. Подлянка, сэр… Все там есть. И когда Тень занята вами и вашими делами – она тратит на это собственное время и собственные силы, которых, натурально ж, не дофига. И чем больше ваших бессознательных запросов она выполняет, чем более изощренным вашим ожиданиям она соответствует – тем быстрее эти силы кончатся. Кончится ресурс – и Тень исчезнет. Она бы и рада была исчезнуть так, чтобы никто не заметил, но блин… Она существует, она живая. И там, где только что было такое удобное пустое место, возникнет Другой. И этот Другой будет в стрессе, препаршивейшем настроении, крайне фиговом самочувствии и практически недееспособном состоянии.
Это жалкое существо, покрытое язвами, как
Иов, полуразложившееся, мучимое всеми известными
и неизвестными болезнями, страдающее от холода и от жары
одновременно, вывалилось в коридор, огласило институт
серией нечленораздельных жалоб и издохло.
читать дальшеОбычно это событие – «явление Тени народу» – знаменует конец отношений. В тот самый момент, когда собственно отношения имели все шансы начаться. Но вы, скорее всего, не захотите никаких отношений с внезапно вторгшимся на вашу территорию (да-да, это воспринимается именно так) крайне несимпатичным существом. Вы имеете полное право не интересоваться тем, станет ли оно белым и пушистым, когда выздоровеет. Вы имеете полное право не задаваться вопросом, выздоровеет ли оно вообще. Вы вообще не заказывали никого чужого на своей личной территории. Что вообще тут забыло это недоразумение? Что оно себе позволяет?
Вопрос хороший. И на него, говоря словами героев ирландского эпоса, нетрудно ответить. Каждое живое существо имеет личные границы. Даже растение. Нарушь его физическую границу – сломай стебель, подгрызи корень – и оно заболеет, и может быть, умрет. Чем сложнее существо, тем сложнее и разнообразнее его границы. К Тени это тоже относится. В сочетании с вашим с Тенью общим убеждением, что тут все – ваше, а у Тени ничего своего нет, факт обнаружения у Тени личных границ зачастую порождает спецэффекты, по разрушительности сравнимые с газовой атакой немецких войск в Первую мировую. Поначалу-то все гладко – «то мое, и се мое же», и то, и вон то, и вот тут тоже я, и Тень не протестует, а с чего ей-то протестовать – она же ваша тень, только и всего. Ее потребности – а какие могут быть потребности у тени? Сюрприз: такие же, как у вас. В еде, сне, отдыхе, лечении, самореализации, в общении… Ну, в общем, полный набор потребностей живого существа. Потому что «ежели человека не кормить, не поить и не лечить, то он, эта, будет, значить, несчастлив и даже, может, помрет». Но всю дорогу – на протяжении, быть может, нескольких лет, тут были только ваши границы и только ваши потребности. А с границами есть еще одна особенность, знаете ли. Человек сам себе границы установить не может практически никогда. То есть может – но это требует такой степени душевной зрелости, осознанности и решимости, что таких людей почти и нет. И, не встречая сопротивления, вы расширяли границы дозволенного себе за счет любезно (во всяком случае, добровольно) предоставленного Тенью ее собственного пространства, до тех пор, пока не загнали ее в угол, из которого ей уже некуда дернуться – из этого угла уже можно только умереть. А смерть нынче обходится дорого, и отнюдь не покойнику. И это последнее, что сделает для вас Тень – она начнет сопротивляться, чтобы выжить. Не последним ее мотивом будет – не вводить вас в расходы на похороны (если вы родственники), не вешать на вас чувство вины (если вы партнеры), да и последняя ее надежда – что вот сейчас, совсем чуть-чуть, и она «придет в себя» и снова все пойдет по-прежнему, только дайте чуток оклематься… Во-первых, оклематься ей никто не даст. В конце концов, тут не благотворительная больница для неопознанных кадавров. Во-вторых, даже если вы растеряетесь и не додавите сразу – Тень уже в настолько глубокой ж… яме, что ни за день, ни за неделю, ни за месяц она не восстановится. А этого времени вам хватит, чтобы окончательно размазать ее по той стенке, из которой она когда-то вышла. И Тень снова станет плоским серым силуэтом, покорным и бессловесным. И вот это действительно конец. Это звучит смешно, но Тень больше вас не любит. И ради вас она больше не отлепится от этой стенки – никогда. А тот человек, который оказался таким не таким, таким другим, неудобным, неприятным и просто воплощением всякой мерзости, к которой вы, безусловно, не имеете отношения (ну сами подумайте, что общего у вас может быть со всякой гадостью?) – не беспокойтесь, он уйдет. Впрочем, вы не сможете об этом пожалеть – у вас внезапно окажется больше дел, чем вы ожидали, родственники и друзья станут подбрасывать проблему за проблемой и вообще как с цепи сорвутся, время и силы начнут уходить в какую-то бездонную дыру… До Тени ли тут?
Впрочем, Ученому из сказки Шварца потребовалось всего две недели, чтобы отрастить себе новую тень…